Интервью Учителя Ван Липина. Москва, 5 июня 2008 г — различия между версиями

Материал из ДАОССКИЕ ПРАКТИКИ ВАН ЛИПИНА. ШКОЛА ВИКТОРА СЯО

Перейти к: навигация, поиск
Строка 5: Строка 5:
 
'''''Каковы перспективы распространения даосизма в России и есть ли видимые преграды распространению этого учения в стране? В частности, религиозного характера.'''''
 
'''''Каковы перспективы распространения даосизма в России и есть ли видимые преграды распространению этого учения в стране? В частности, религиозного характера.'''''
  
<p>Перспективы есть, и перспективы большие. Потому что даосское искусство Яншен (пестование жизни), это не вид религии, и не дело жизни отдельной личности. Объект этого искусства — все люди, оно полезно всем.</p>
+
<p style="text-align: justify;">Перспективы есть, и перспективы большие. Потому что даосское искусство Яншен (пестование жизни), это не вид религии, и не дело жизни отдельной личности. Объект этого искусства — все люди, оно полезно всем.</p>
<p>То, что я преподаю на своих семинарах, основано на даосских воззрениях «единения неба и человека». Тут нет никаких связей с религией.</p>
+
<p style="text-align: justify;">То, что я преподаю на своих семинарах, основано на даосских воззрениях «единения неба и человека». Тут нет никаких связей с религией.</p>
<p>И за один такой семинар я почувствовал, что россиянам даосское искусство яншен оказалось интересным. По результатам всего начального этапа видно, что россиянам такой путь самосовершенствования тоже подходит.</p>
+
<p style="text-align: justify;">И за один такой семинар я почувствовал, что россиянам даосское искусство яншен оказалось интересным. По результатам всего начального этапа видно, что россиянам такой путь самосовершенствования тоже подходит.</p>
<p>Внутренне мир человека независимо от национальности — китаец он или россиянин, в сущности, одинаков. Структура человека, в общем, одинакова. Единственный барьер, который я вижу, это языковой. При обучении на семинаре мы использовали настраивающие движения, и ощущения были замечательные.</p>
+
<p style="text-align: justify;">Внутренне мир человека независимо от национальности — китаец он или россиянин, в сущности, одинаков. Структура человека, в общем, одинакова. Единственный барьер, который я вижу, это языковой. При обучении на семинаре мы использовали настраивающие движения, и ощущения были замечательные.</p>
<p>В России всё замечательно — и общество, и экологическая среда, и растительный покров  — он еще не разрушен, здесь намного больше, чем в Китае, осталось нетронутой природы. Здесь чувствуется сама естественность природной среды.</p>
+
<p style="text-align: justify;">В России всё замечательно — и общество, и экологическая среда, и растительный покров  — он еще не разрушен, здесь намного больше, чем в Китае, осталось нетронутой природы. Здесь чувствуется сама естественность природной среды.</p>
 
'''''При обучении даосским практикам, что не понимает европеец, что не осознает, чего ему не хватает? Вы сказали, что языка не хватает, а есть ли ещё какие-то моменты?'''''
 
'''''При обучении даосским практикам, что не понимает европеец, что не осознает, чего ему не хватает? Вы сказали, что языка не хватает, а есть ли ещё какие-то моменты?'''''
<p>Наверное, самая главная трудность для понимания даосских практик заключается в различии концептуальных подходов.</p>
+
<p style="text-align: justify;">Наверное, самая главная трудность для понимания даосских практик заключается в различии концептуальных подходов.</p>
<p>Как я понимаю это различие концептуальных воззрений?</p>
+
<p style="text-align: justify;">Как я понимаю это различие концептуальных воззрений?</p>
<p>Концепции обусловлены самой природой. Различия в идеях и концепциях возникают оттуда же. Например, большинство китайцев живет в пределах широты от 15 до 55 градусов. Жители этих широт помимо общего для всех жителей Земли воздействий, находятся под влиянием своих специфических особенностей климата, природы, окружающей среды. У них сложилось своё понимание небесных тел и их соотношения с физическим телом человека. Население же России живет в пределах от 50 до 70 градусов северной широты. И под влиянием специфических для этой полосы факторов россияне по-другому ощущают и те же небесные тела, и человеческое тело.</p>
+
<p style="text-align: justify;">Концепции обусловлены самой природой. Различия в идеях и концепциях возникают оттуда же. Например, большинство китайцев живет в пределах широты от 15 до 55 градусов. Жители этих широт помимо общего для всех жителей Земли воздействий, находятся под влиянием своих специфических особенностей климата, природы, окружающей среды. У них сложилось своё понимание небесных тел и их соотношения с физическим телом человека. Население же России живет в пределах от 50 до 70 градусов северной широты. И под влиянием специфических для этой полосы факторов россияне по-другому ощущают и те же небесные тела, и человеческое тело.</p>
<p>Но эти два разных восприятия, похоже, должны иметь и общие моменты. Они могут постепенно сблизиться посредством какой-либо практики самосовершенствования.</p>
+
<p style="text-align: justify;">Но эти два разных восприятия, похоже, должны иметь и общие моменты. Они могут постепенно сблизиться посредством какой-либо практики самосовершенствования.</p>
<p>Даосские практики самосовершенствования ведут людей, к пониманию самих себя, несмотря на разницу их концептуальных аппаратов.</p>
+
<p style="text-align: justify;">Даосские практики самосовершенствования ведут людей, к пониманию самих себя, несмотря на разницу их концептуальных аппаратов.</p>
 
'''''Вы имеете ввиду какие-то врождённые, унаследованные концептуальные аппараты. Означает ли это, что если россиянин переедет в Китай, то у него поменяется этот аппарат? Или надо, чтобы прошло время, и сменилось несколько поколений?'''''
 
'''''Вы имеете ввиду какие-то врождённые, унаследованные концептуальные аппараты. Означает ли это, что если россиянин переедет в Китай, то у него поменяется этот аппарат? Или надо, чтобы прошло время, и сменилось несколько поколений?'''''
<p>В этом Вы правы. Потому что в Древнем Китае обнаружили меридианы, и мы знаем, что у людей есть система меридианов. Но когда мы говорим о Земном шаре, то знаем, что кроме меридианов существуют ещё параллели. А до сих пор ещё люди не понимают, что в человеческом теле тоже есть параллели, и они соответствуют широтам.</p>
+
<p style="text-align: justify;">В этом Вы правы. Потому что в Древнем Китае обнаружили меридианы, и мы знаем, что у людей есть система меридианов. Но когда мы говорим о Земном шаре, то знаем, что кроме меридианов существуют ещё параллели. А до сих пор ещё люди не понимают, что в человеческом теле тоже есть параллели, и они соответствуют широтам.</p>
<p>А если на всё это посмотреть с точки зрения самосовершенствования и оздоровительного Яншен, то если россиянин решил заняться этими китайскими практиками, ему, наверное, это окажется даже легче и быстрее, чем китайцу, поскольку у них в теле та наилучшая параллель, на которой находится «нижнее поле» (необходимое для работы с так называемой пилюлей) соответственно ниже, чем у китайцев. Нам известно, что на земном шаре самая идеальная, самая мистическая параллель находится на 30 градусе северной широты. У россиян в теле эта параллель чуть ниже, чем у китайцев. Соответствие той параллели, что для земного шара составляет 30 градус северной широты, у китайцев находится в нижней части живота. А вот этот российский семинар показал нам, что 30 градус широты в теле россиян находится ниже, чем у китайцев. Поэтому включение у них человеческой орбиты и орбиты небесных тел (т.е. малой и большой орбиты в человеческом теле  — прим.), должно быть, происходит быстрее, чем у нас, у китайцев.</p>
+
<p style="text-align: justify;">А если на всё это посмотреть с точки зрения самосовершенствования и оздоровительного Яншен, то если россиянин решил заняться этими китайскими практиками, ему, наверное, это окажется даже легче и быстрее, чем китайцу, поскольку у них в теле та наилучшая параллель, на которой находится «нижнее поле» (необходимое для работы с так называемой пилюлей) соответственно ниже, чем у китайцев. Нам известно, что на земном шаре самая идеальная, самая мистическая параллель находится на 30 градусе северной широты. У россиян в теле эта параллель чуть ниже, чем у китайцев. Соответствие той параллели, что для земного шара составляет 30 градус северной широты, у китайцев находится в нижней части живота. А вот этот российский семинар показал нам, что 30 градус широты в теле россиян находится ниже, чем у китайцев. Поэтому включение у них человеческой орбиты и орбиты небесных тел (т.е. малой и большой орбиты в человеческом теле  — прим.), должно быть, происходит быстрее, чем у нас, у китайцев.</p>
 
'''''Как европейцу отказаться от привычных благ цивилизации и от различных вредных привычек, таких как курение, алкоголь, лёгких развлечений, от привычного поведения ради благ, которые он, в силу своего воспитания и образования, не может представить?'''''
 
'''''Как европейцу отказаться от привычных благ цивилизации и от различных вредных привычек, таких как курение, алкоголь, лёгких развлечений, от привычного поведения ради благ, которые он, в силу своего воспитания и образования, не может представить?'''''
<p>Мне трудно ответить на этот вопрос, потому что у меня этих привычек нет. Поэтому я не делаю и выводов. Я не курю, с детства не курил и не пил. Нет у меня в этом личного опыта, по которому можно было бы об этом судить.</p>
+
<p style="text-align: justify;">Мне трудно ответить на этот вопрос, потому что у меня этих привычек нет. Поэтому я не делаю и выводов. Я не курю, с детства не курил и не пил. Нет у меня в этом личного опыта, по которому можно было бы об этом судить.</p>
<p>А так, по китайской привычке во всём соблюдать принцип «ни больше, ни меньше, чем требуется организму», лично я считаю, что немного того или другого не очень-то мешает. Но если много, то будет плохо. Ни в чем не надо переходить границ сверх разумной дозы.</p>
+
<p style="text-align: justify;">А так, по китайской привычке во всём соблюдать принцип «ни больше, ни меньше, чем требуется организму», лично я считаю, что немного того или другого не очень-то мешает. Но если много, то будет плохо. Ни в чем не надо переходить границ сверх разумной дозы.</p>
 
'''''Очень часто, когда люди начинают заниматься различными практиками— йогой, экстрасенсорикой, ещё чем-либо другим, и серьёзно занимаются, то со временем их организм начинает сам от чего-то отказываться: от одного, от другого. Здесь вопрос  — нужно ли насильно заставлять организм или дать ему возможность отказаться от этих привычек естественным путём?'''''
 
'''''Очень часто, когда люди начинают заниматься различными практиками— йогой, экстрасенсорикой, ещё чем-либо другим, и серьёзно занимаются, то со временем их организм начинает сам от чего-то отказываться: от одного, от другого. Здесь вопрос  — нужно ли насильно заставлять организм или дать ему возможность отказаться от этих привычек естественным путём?'''''
<p>Можно не насиловать организм. Я говорю это исходя из нашего опыта в Китае, где мы занимались открытым распространением даосской системы Яншен в течение 25 лет. Можно обойтись без этого. Мы, проводя наши семинары по самоусовершенствованию, не требовали от людей, чтобы они отказывались от курения, алкоголя и излишних сексуальных желаний. Но внутренняя практика и закалка всего тела постепенно приводила их к тому, что они начинали следовать естественности, и спонтанно начинали меньше курить, меньше пить. И потом, китайцам вообще свойственно чувство меры.</p>
+
<p style="text-align: justify;">Можно не насиловать организм. Я говорю это исходя из нашего опыта в Китае, где мы занимались открытым распространением даосской системы Яншен в течение 25 лет. Можно обойтись без этого. Мы, проводя наши семинары по самоусовершенствованию, не требовали от людей, чтобы они отказывались от курения, алкоголя и излишних сексуальных желаний. Но внутренняя практика и закалка всего тела постепенно приводила их к тому, что они начинали следовать естественности, и спонтанно начинали меньше курить, меньше пить. И потом, китайцам вообще свойственно чувство меры.</p>
 
'''''Видимо, пока не они подверглись воздействию рекламы. Я слышала, что в Китае существует очень большая проблема курения молодёжи в возрасте от 11 до 15 лет!'''''
 
'''''Видимо, пока не они подверглись воздействию рекламы. Я слышала, что в Китае существует очень большая проблема курения молодёжи в возрасте от 11 до 15 лет!'''''
<p>Да, число курящих китайских подростков идёт по нарастающей. У нас это называют «влиянием извне», как с Запада, так и с Востока. Слишком много «передовых» культур проникло в Китай.</p>
+
<p style="text-align: justify;">Да, число курящих китайских подростков идёт по нарастающей. У нас это называют «влиянием извне», как с Запада, так и с Востока. Слишком много «передовых» культур проникло в Китай.</p>
<p>Я лично считаю, что передовая наука, кроме того, что привела человечество к хорошему развитию, одновременно нанесла и огромный вред. Развитие современной науки вошло в дисбаланс с развитием самой природы. Негативное влияние современной науки: дети разучились писать; люди перестали знать и понимать свою собственную, родную культуру; из бытовой жизни ушел закономерный режим дня; разрушена экология. Мы ни в коем случае не настроены против современной науки и техники. Проблема в другом: сможем ли мы сделать так, чтобы современные наука и техника развивались в унисон с основными законами природы?</p>
+
<p style="text-align: justify;">Я лично считаю, что передовая наука, кроме того, что привела человечество к хорошему развитию, одновременно нанесла и огромный вред. Развитие современной науки вошло в дисбаланс с развитием самой природы. Негативное влияние современной науки: дети разучились писать; люди перестали знать и понимать свою собственную, родную культуру; из бытовой жизни ушел закономерный режим дня; разрушена экология. Мы ни в коем случае не настроены против современной науки и техники. Проблема в другом: сможем ли мы сделать так, чтобы современные наука и техника развивались в унисон с основными законами природы?</p>
<p>А дети стремятся пробовать всё новое. И они любят подражать взрослым. Видит подросток, как кто-то курит, возникает желание: а, дай-ка, и я покурю. Так и увеличивается их количество.</p>
+
<p style="text-align: justify;">А дети стремятся пробовать всё новое. И они любят подражать взрослым. Видит подросток, как кто-то курит, возникает желание: а, дай-ка, и я покурю. Так и увеличивается их количество.</p>
 
'''''Как Вы относитесь к распространению в России «облегченных» элементов даосской культуры? Популярные книги по Фэн-Шуй, психологические и оздоровительные практики Цигун и т.д. Они способствуют или мешают распространению даосизма?'''''
 
'''''Как Вы относитесь к распространению в России «облегченных» элементов даосской культуры? Популярные книги по Фэн-Шуй, психологические и оздоровительные практики Цигун и т.д. Они способствуют или мешают распространению даосизма?'''''
<p>На нашем семинаре мне удалось визуально ознакомиться с некоторыми книгами. Кое-что приносил Виктор, кое-что другие. Было немало и переводов классиков.</p>
+
<p style="text-align: justify;">На нашем семинаре мне удалось визуально ознакомиться с некоторыми книгами. Кое-что приносил Виктор, кое-что другие. Было немало и переводов классиков.</p>
<p>Но мне сначала хотелось бы пояснить немного свои воззрения на классические даосские труды. Даосская классика  — это, в первую очередь, всего лишь теоретические обоснования наших практик. На самом же деле, истинное даосское искусство Яншен  — это самые сакральные, самые секретные в мире методы самосовершенствования. Они не могли передаваться и распространяться лишь литературным путем.</p>
+
<p style="text-align: justify;">Но мне сначала хотелось бы пояснить немного свои воззрения на классические даосские труды. Даосская классика  — это, в первую очередь, всего лишь теоретические обоснования наших практик. На самом же деле, истинное даосское искусство Яншен  — это самые сакральные, самые секретные в мире методы самосовершенствования. Они не могли передаваться и распространяться лишь литературным путем.</p>
<p>Систему даосских практик можно подразделить на три части:</p>
+
<p style="text-align: justify;">Систему даосских практик можно подразделить на три части:</p>
 
<ol>
 
<ol>
 
<li>«Гун» (или Гунфу)  — то, что мы обычно понимаем как <b>мастерство</b>, т.е. работа над переплавкой различных качеств энергии, особые возможности и <b>искусство</b> управления ими.</li>
 
<li>«Гун» (или Гунфу)  — то, что мы обычно понимаем как <b>мастерство</b>, т.е. работа над переплавкой различных качеств энергии, особые возможности и <b>искусство</b> управления ими.</li>
Строка 37: Строка 37:
 
<li>«Фа» (или Фанфа) — <b>законы</b>, на которых основаны даосские практики, а также <b>методы</b> обучения и овладения этими практиками.</li>
 
<li>«Фа» (или Фанфа) — <b>законы</b>, на которых основаны даосские практики, а также <b>методы</b> обучения и овладения этими практиками.</li>
 
</ol>
 
</ol>
<p>Всё это передавалось только устным путём и требовало запоминания.</p>
+
<p style="text-align: justify;">Всё это передавалось только устным путём и требовало запоминания.</p>
<p>Например, «Гун» в искусстве даосского Яншен. Это то самое, чем каждый из нас ежедневно занимается самостоятельно или в группе, правильно используя методы самосовершенствования.. От каждого требуется, чтобы он при этом действительно работал. Сюда относятся действия психические, ментальные, телесные, а также внутренний духовный настрой. Эта работа приводит в порядок тело и совершенствует человека через взаимодействие между «планетарным космосом» и «космосом тела человека».</p>
+
<p style="text-align: justify;">Например, «Гун» в искусстве даосского Яншен. Это то самое, чем каждый из нас ежедневно занимается самостоятельно или в группе, правильно используя методы самосовершенствования.. От каждого требуется, чтобы он при этом действительно работал. Сюда относятся действия психические, ментальные, телесные, а также внутренний духовный настрой. Эта работа приводит в порядок тело и совершенствует человека через взаимодействие между «планетарным космосом» и «космосом тела человека».</p>
<p>А «Ли» — это обобщение взаимодействий между «космосом тела человека» и «планетарным космосом», а также перемен в природе. Это выводы, сделанные на основе практики, направленной на Яншен и на долголетие. Человек совершенствуется, в противостоянии и взаимодействии с природной средой, отсюда и вышли наши методы. Исследования и эксперименты проводились на макро- и микроуровнях. На процессах совершенствования человеческого организма прослеживались реакции человеческой психики, костной структуры, системы меридианов.... Вследствие всего этого, были выведены теоретические обоснования наших практик, некоторые из них можно найти в русском переводе.</p>
+
<p style="text-align: justify;">А «Ли» — это обобщение взаимодействий между «космосом тела человека» и «планетарным космосом», а также перемен в природе. Это выводы, сделанные на основе практики, направленной на Яншен и на долголетие. Человек совершенствуется, в противостоянии и взаимодействии с природной средой, отсюда и вышли наши методы. Исследования и эксперименты проводились на макро- и микроуровнях. На процессах совершенствования человеческого организма прослеживались реакции человеческой психики, костной структуры, системы меридианов.... Вследствие всего этого, были выведены теоретические обоснования наших практик, некоторые из них можно найти в русском переводе.</p>
<p>Третья часть, «Фа» — законы, на которых основаны даосские практики, и методы, используемые нами в Яншен и в самосовершенствовании. Всё это, как мы уже говорили, передавалось устно и запоминалось, а не излагалось письменно. Почему? Да потому, что такого рода прямая передача не может осуществляться в режиме современных учебных школ. В прямой передаче роль играет все: и мимика учителя, и его жестикуляция, и его эмоциональный настрой. Если бы мы на нашем прошедшем семинаре использовали, например, проектор, то удовлетворительного эффекта от занятий у нас не было бы. Ибо люди не видели бы и не чувствовали бы мимики и эмоциональных выражений учителя, не ощущали бы его «внутренних движений». Древние даосы считали, что коммуникация между людьми происходит не только путем речевого общения. Наше общение происходит и без слов, оно действует на уровне прямого (интуитивного) восприятия, а это  — наилучшая «речь».</p>
+
<p style="text-align: justify;">Третья часть, «Фа» — законы, на которых основаны даосские практики, и методы, используемые нами в Яншен и в самосовершенствовании. Всё это, как мы уже говорили, передавалось устно и запоминалось, а не излагалось письменно. Почему? Да потому, что такого рода прямая передача не может осуществляться в режиме современных учебных школ. В прямой передаче роль играет все: и мимика учителя, и его жестикуляция, и его эмоциональный настрой. Если бы мы на нашем прошедшем семинаре использовали, например, проектор, то удовлетворительного эффекта от занятий у нас не было бы. Ибо люди не видели бы и не чувствовали бы мимики и эмоциональных выражений учителя, не ощущали бы его «внутренних движений». Древние даосы считали, что коммуникация между людьми происходит не только путем речевого общения. Наше общение происходит и без слов, оно действует на уровне прямого (интуитивного) восприятия, а это  — наилучшая «речь».</p>
<p>Эти три аспекта искусства даосских практик Яншен неразделимы. Поэтому многим читателям даосская классика кажется трудной для понимания. В процессе чтения у человека возникает ощущение, что будто бы всё ясно, но затем он осознаёт, что не понимает о чём идёт речь. И только когда есть возможность услышать, как все это объясняет и ведет по-настоящему знающий Учитель, когда за счет практики все эти три аспекта сливаются воедино, только тогда до человека начинает доходить: «Ах, вот оно в чём дело!».</p>
+
<p style="text-align: justify;">Эти три аспекта искусства даосских практик Яншен неразделимы. Поэтому многим читателям даосская классика кажется трудной для понимания. В процессе чтения у человека возникает ощущение, что будто бы всё ясно, но затем он осознаёт, что не понимает о чём идёт речь. И только когда есть возможность услышать, как все это объясняет и ведет по-настоящему знающий Учитель, когда за счет практики все эти три аспекта сливаются воедино, только тогда до человека начинает доходить: «Ах, вот оно в чём дело!».</p>
<p>В детстве меня обучали и науке «Каньюй» — это то, что сейчас называют Фэншуем. Мне казалось это очень трудным. Китайская наука «Каньюй» делится на две большие части.
+
<p style="text-align: justify;">В детстве меня обучали и науке «Каньюй» — это то, что сейчас называют Фэншуем. Мне казалось это очень трудным. Китайская наука «Каньюй» делится на две большие части.
 
С одной стороны, есть целая теоретическая база. Она, конечно, описана в литературе. Но есть и другой, самый важный аспект, опять-таки практический. Когда мы лазали по горам и бродили через реки, учитель учил меня наблюдать за разницей во всяких признаках гор, рек, и долин.</p>
 
С одной стороны, есть целая теоретическая база. Она, конечно, описана в литературе. Но есть и другой, самый важный аспект, опять-таки практический. Когда мы лазали по горам и бродили через реки, учитель учил меня наблюдать за разницей во всяких признаках гор, рек, и долин.</p>
<p>Эта практика и теория делит человека по признакам пяти стихий. Существует пять стихий, и по этому принципу классифицируются и сами люди. Реки, горы и долины тоже делятся по этим же принципам. И поэтому вся основная теоретическая база Канью (Феншуя)  — это теория Инь-Ян и Пяти Стихий. Я хоть и не видел тех изданий, которые у вас появились, но я знаю, что это по книгам просто так не выучишь.</p>
+
<p style="text-align: justify;">Эта практика и теория делит человека по признакам пяти стихий. Существует пять стихий, и по этому принципу классифицируются и сами люди. Реки, горы и долины тоже делятся по этим же принципам. И поэтому вся основная теоретическая база Канью (Феншуя)  — это теория Инь-Ян и Пяти Стихий. Я хоть и не видел тех изданий, которые у вас появились, но я знаю, что это по книгам просто так не выучишь.</p>
 
'''''Способен ли европеец в полной мере овладеть даосскими практиками? Требуется ли адаптация этих практик для России и Европы?'''''
 
'''''Способен ли европеец в полной мере овладеть даосскими практиками? Требуется ли адаптация этих практик для России и Европы?'''''
<p>Я могу высказать лишь свое личное мнение. Мы знаем, что в Китае было свое золотое время, эпоха расцвета. Это было тогда, когда в России было ещё совсем мало народа. И традиционные китайские науки, включая даосское учение о Яншен, были созданы в те времена. У нас было много изобретений, которые тогда опередили всё, что было в мире. Потом Китай стал отставать от мирового социального развития, а Россия начала прогрессировать и развиваться. У нас наступила эпоха длительного застоя. Мы надолго застряли на феодальном и полуфеодальном этапе. В Китае не было этапа развития капитализма, поэтому развитие нашей науки и экономики отстало от многих стран на много лет. Это одна из причин, почему русским плохо известна история развития Китая в целом. И взгляды России были обращены больше не на достижения Китая в эпоху его подъема, а на то, что у нас еще было рабство, на все феодальное и полуфеодальное.</p>
+
<p style="text-align: justify;">Я могу высказать лишь свое личное мнение. Мы знаем, что в Китае было свое золотое время, эпоха расцвета. Это было тогда, когда в России было ещё совсем мало народа. И традиционные китайские науки, включая даосское учение о Яншен, были созданы в те времена. У нас было много изобретений, которые тогда опередили всё, что было в мире. Потом Китай стал отставать от мирового социального развития, а Россия начала прогрессировать и развиваться. У нас наступила эпоха длительного застоя. Мы надолго застряли на феодальном и полуфеодальном этапе. В Китае не было этапа развития капитализма, поэтому развитие нашей науки и экономики отстало от многих стран на много лет. Это одна из причин, почему русским плохо известна история развития Китая в целом. И взгляды России были обращены больше не на достижения Китая в эпоху его подъема, а на то, что у нас еще было рабство, на все феодальное и полуфеодальное.</p>
<p>Но постепенно и Китай стал прогрессировать. И мир стал вспоминать наше прошлое. Нынешние дети и молодежь Китая тоже мало знают о том богатом опыте в отношении человека и природы, который был накоплен у нас за многие тысячелетия.</p>
+
<p style="text-align: justify;">Но постепенно и Китай стал прогрессировать. И мир стал вспоминать наше прошлое. Нынешние дети и молодежь Китая тоже мало знают о том богатом опыте в отношении человека и природы, который был накоплен у нас за многие тысячелетия.</p>
<p>Что же нам остается делать? Вот мы приехали и в Россию, пробуем продемонстрировать тут наше древнее искусство Яншен и проверить, как на него реагируют россияне.</p>
+
<p style="text-align: justify;">Что же нам остается делать? Вот мы приехали и в Россию, пробуем продемонстрировать тут наше древнее искусство Яншен и проверить, как на него реагируют россияне.</p>
<p>Мы, конечно, будем рады, если наши российские ученики приедут в Китай. Мы можем найти у нас место для занятий и вместе посмотреть, чем для них отличаются занятия в китайской среде от занятий в российской, попробуем выявить что-то общее. Похоже, что на нашем семинаре в Москве, нам удалось нащупать кое-какие совпадающие и контактирующие моменты. Мы вам очень благодарны за проявленное к нам внимание и сердечность, понимание, радушие в быту. Мы действительно были окружены дружелюбием, доставившем нам много радости.</p>
+
<p style="text-align: justify;">Мы, конечно, будем рады, если наши российские ученики приедут в Китай. Мы можем найти у нас место для занятий и вместе посмотреть, чем для них отличаются занятия в китайской среде от занятий в российской, попробуем выявить что-то общее. Похоже, что на нашем семинаре в Москве, нам удалось нащупать кое-какие совпадающие и контактирующие моменты. Мы вам очень благодарны за проявленное к нам внимание и сердечность, понимание, радушие в быту. Мы действительно были окружены дружелюбием, доставившем нам много радости.</p>
 
'''''А мы воспринимаем это как большую честь для нас, как подарок Неба.'''''
 
'''''А мы воспринимаем это как большую честь для нас, как подарок Неба.'''''
 
'''''Есть ли отличия между семинарами по даосским практикам, проводимым Вами в Китае и тем, что Вы провели в Москве? Заметна ли разница между китайскими и российскими учениками?'''''
 
'''''Есть ли отличия между семинарами по даосским практикам, проводимым Вами в Китае и тем, что Вы провели в Москве? Заметна ли разница между китайскими и российскими учениками?'''''
<p>Главная разница в методах мышления учеников и концептуальных подходах. У китайца отношение примерно такое: поскольку это достояние моего народа, которое мне досталось от предков, я его, само собой разумеется, понимаю. А на самом деле нет. Поэтому у нас на начальном этапе занимаются достаточно недобросовестно, несерьёзно.</p>
+
<p style="text-align: justify;">Главная разница в методах мышления учеников и концептуальных подходах. У китайца отношение примерно такое: поскольку это достояние моего народа, которое мне досталось от предков, я его, само собой разумеется, понимаю. А на самом деле нет. Поэтому у нас на начальном этапе занимаются достаточно недобросовестно, несерьёзно.</p>
<p>А для россиян это что-то свежее, в этом есть новизна. И они очень серьёзно берутся за учёбу. Проявляется разница в отношении к самому предмету.</p>
+
<p style="text-align: justify;">А для россиян это что-то свежее, в этом есть новизна. И они очень серьёзно берутся за учёбу. Проявляется разница в отношении к самому предмету.</p>
<p>Наверное, поскольку вы раньше прошли периоды развития капиталистического и социалистического строя, и, в этом отношении, может быть, вы прогрессивнее, чем мы, с нашими феодальными устоями. Я здесь наблюдаю больше самодисциплины. А у китайцев наблюдается крестьянско-феодальная распущенность и лень, и они не так хорошо организованы.</p>
+
<p style="text-align: justify;">Наверное, поскольку вы раньше прошли периоды развития капиталистического и социалистического строя, и, в этом отношении, может быть, вы прогрессивнее, чем мы, с нашими феодальными устоями. Я здесь наблюдаю больше самодисциплины. А у китайцев наблюдается крестьянско-феодальная распущенность и лень, и они не так хорошо организованы.</p>
<p>Само же учение мы передаём в том виде, каким оно было 1200 лет назад, ничего не меняя в нём. Россиянам это понравилось, что доставляет нам радость.</p>
+
<p style="text-align: justify;">Само же учение мы передаём в том виде, каким оно было 1200 лет назад, ничего не меняя в нём. Россиянам это понравилось, что доставляет нам радость.</p>
 
'''''То есть, вы свои занятия в России ведёте так же, как в Китае, несмотря на то, что мышление и концептуальный подход у людей другой?'''''
 
'''''То есть, вы свои занятия в России ведёте так же, как в Китае, несмотря на то, что мышление и концептуальный подход у людей другой?'''''
<p>Я ничего не меняю. И я стараюсь здесь ещё строже сохранить чистоту предмета и методов, чем я это делаю в Китае, даже в еще более древнем виде традиции. Очень хочется ознакомить людей с древнекитайским искусством Яншен. В этот раз семинар действительно доставил мне много радости.</p>
+
<p style="text-align: justify;">Я ничего не меняю. И я стараюсь здесь ещё строже сохранить чистоту предмета и методов, чем я это делаю в Китае, даже в еще более древнем виде традиции. Очень хочется ознакомить людей с древнекитайским искусством Яншен. В этот раз семинар действительно доставил мне много радости.</p>
 
'''''Это Ваш первый визит в Россию. Какие у Вас общие впечатления?'''''
 
'''''Это Ваш первый визит в Россию. Какие у Вас общие впечатления?'''''
<p>Очень красивая страна  — это первое впечатление. Россияне очень дружелюбны и радушны. И между людьми, с которыми мне довелось в этот раз пообщаться, был очень миролюбивый, гармоничный настрой. Не было никаких хлопот, связанных с разницей в языках. 1 июня мы гуляли по улицам и наблюдали празднование Дня защиты детей. Мы видели, как там радовались и дети и взрослые! Меня очень обрадовало, что у вас детскому празднику придается такое большое значение. Я видел, как дети там веселились, непосредственно и от всей души. Мы специально ещё там постояли и посмотрели подольше.</p>
+
<p style="text-align: justify;">Очень красивая страна  — это первое впечатление. Россияне очень дружелюбны и радушны. И между людьми, с которыми мне довелось в этот раз пообщаться, был очень миролюбивый, гармоничный настрой. Не было никаких хлопот, связанных с разницей в языках. 1 июня мы гуляли по улицам и наблюдали празднование Дня защиты детей. Мы видели, как там радовались и дети и взрослые! Меня очень обрадовало, что у вас детскому празднику придается такое большое значение. Я видел, как дети там веселились, непосредственно и от всей души. Мы специально ещё там постояли и посмотрели подольше.</p>
 
'''''Хотя Вы и в первый раз в России, но можно уже надеяться, что не в последний. Нам бы очень хотелось, чтобы Ваш этот приезд оказался началом целой серии таких визитов. Вы видели, как много народу пришло на встречу с Вами в Государственный университет управления. Многие из них с удовольствием приняли бы участие в Ваших занятиях, и надеются, что Вы еще приедете к нам. Большое Вам спасибо!'''''
 
'''''Хотя Вы и в первый раз в России, но можно уже надеяться, что не в последний. Нам бы очень хотелось, чтобы Ваш этот приезд оказался началом целой серии таких визитов. Вы видели, как много народу пришло на встречу с Вами в Государственный университет управления. Многие из них с удовольствием приняли бы участие в Ваших занятиях, и надеются, что Вы еще приедете к нам. Большое Вам спасибо!'''''
 
----
 
----

Версия 05:06, 18 декабря 2012

Интервью Учителя Ван Липина. Москва, 5 июня 2008 г


Каковы перспективы распространения даосизма в России и есть ли видимые преграды распространению этого учения в стране? В частности, религиозного характера.

Перспективы есть, и перспективы большие. Потому что даосское искусство Яншен (пестование жизни), это не вид религии, и не дело жизни отдельной личности. Объект этого искусства — все люди, оно полезно всем.

То, что я преподаю на своих семинарах, основано на даосских воззрениях «единения неба и человека». Тут нет никаких связей с религией.

И за один такой семинар я почувствовал, что россиянам даосское искусство яншен оказалось интересным. По результатам всего начального этапа видно, что россиянам такой путь самосовершенствования тоже подходит.

Внутренне мир человека независимо от национальности — китаец он или россиянин, в сущности, одинаков. Структура человека, в общем, одинакова. Единственный барьер, который я вижу, это языковой. При обучении на семинаре мы использовали настраивающие движения, и ощущения были замечательные.

В России всё замечательно — и общество, и экологическая среда, и растительный покров — он еще не разрушен, здесь намного больше, чем в Китае, осталось нетронутой природы. Здесь чувствуется сама естественность природной среды.

При обучении даосским практикам, что не понимает европеец, что не осознает, чего ему не хватает? Вы сказали, что языка не хватает, а есть ли ещё какие-то моменты?

Наверное, самая главная трудность для понимания даосских практик заключается в различии концептуальных подходов.

Как я понимаю это различие концептуальных воззрений?

Концепции обусловлены самой природой. Различия в идеях и концепциях возникают оттуда же. Например, большинство китайцев живет в пределах широты от 15 до 55 градусов. Жители этих широт помимо общего для всех жителей Земли воздействий, находятся под влиянием своих специфических особенностей климата, природы, окружающей среды. У них сложилось своё понимание небесных тел и их соотношения с физическим телом человека. Население же России живет в пределах от 50 до 70 градусов северной широты. И под влиянием специфических для этой полосы факторов россияне по-другому ощущают и те же небесные тела, и человеческое тело.

Но эти два разных восприятия, похоже, должны иметь и общие моменты. Они могут постепенно сблизиться посредством какой-либо практики самосовершенствования.

Даосские практики самосовершенствования ведут людей, к пониманию самих себя, несмотря на разницу их концептуальных аппаратов.

Вы имеете ввиду какие-то врождённые, унаследованные концептуальные аппараты. Означает ли это, что если россиянин переедет в Китай, то у него поменяется этот аппарат? Или надо, чтобы прошло время, и сменилось несколько поколений?

В этом Вы правы. Потому что в Древнем Китае обнаружили меридианы, и мы знаем, что у людей есть система меридианов. Но когда мы говорим о Земном шаре, то знаем, что кроме меридианов существуют ещё параллели. А до сих пор ещё люди не понимают, что в человеческом теле тоже есть параллели, и они соответствуют широтам.

А если на всё это посмотреть с точки зрения самосовершенствования и оздоровительного Яншен, то если россиянин решил заняться этими китайскими практиками, ему, наверное, это окажется даже легче и быстрее, чем китайцу, поскольку у них в теле та наилучшая параллель, на которой находится «нижнее поле» (необходимое для работы с так называемой пилюлей) соответственно ниже, чем у китайцев. Нам известно, что на земном шаре самая идеальная, самая мистическая параллель находится на 30 градусе северной широты. У россиян в теле эта параллель чуть ниже, чем у китайцев. Соответствие той параллели, что для земного шара составляет 30 градус северной широты, у китайцев находится в нижней части живота. А вот этот российский семинар показал нам, что 30 градус широты в теле россиян находится ниже, чем у китайцев. Поэтому включение у них человеческой орбиты и орбиты небесных тел (т.е. малой и большой орбиты в человеческом теле — прим.), должно быть, происходит быстрее, чем у нас, у китайцев.

Как европейцу отказаться от привычных благ цивилизации и от различных вредных привычек, таких как курение, алкоголь, лёгких развлечений, от привычного поведения ради благ, которые он, в силу своего воспитания и образования, не может представить?

Мне трудно ответить на этот вопрос, потому что у меня этих привычек нет. Поэтому я не делаю и выводов. Я не курю, с детства не курил и не пил. Нет у меня в этом личного опыта, по которому можно было бы об этом судить.

А так, по китайской привычке во всём соблюдать принцип «ни больше, ни меньше, чем требуется организму», лично я считаю, что немного того или другого не очень-то мешает. Но если много, то будет плохо. Ни в чем не надо переходить границ сверх разумной дозы.

Очень часто, когда люди начинают заниматься различными практиками— йогой, экстрасенсорикой, ещё чем-либо другим, и серьёзно занимаются, то со временем их организм начинает сам от чего-то отказываться: от одного, от другого. Здесь вопрос — нужно ли насильно заставлять организм или дать ему возможность отказаться от этих привычек естественным путём?

Можно не насиловать организм. Я говорю это исходя из нашего опыта в Китае, где мы занимались открытым распространением даосской системы Яншен в течение 25 лет. Можно обойтись без этого. Мы, проводя наши семинары по самоусовершенствованию, не требовали от людей, чтобы они отказывались от курения, алкоголя и излишних сексуальных желаний. Но внутренняя практика и закалка всего тела постепенно приводила их к тому, что они начинали следовать естественности, и спонтанно начинали меньше курить, меньше пить. И потом, китайцам вообще свойственно чувство меры.

Видимо, пока не они подверглись воздействию рекламы. Я слышала, что в Китае существует очень большая проблема курения молодёжи в возрасте от 11 до 15 лет!

Да, число курящих китайских подростков идёт по нарастающей. У нас это называют «влиянием извне», как с Запада, так и с Востока. Слишком много «передовых» культур проникло в Китай.

Я лично считаю, что передовая наука, кроме того, что привела человечество к хорошему развитию, одновременно нанесла и огромный вред. Развитие современной науки вошло в дисбаланс с развитием самой природы. Негативное влияние современной науки: дети разучились писать; люди перестали знать и понимать свою собственную, родную культуру; из бытовой жизни ушел закономерный режим дня; разрушена экология. Мы ни в коем случае не настроены против современной науки и техники. Проблема в другом: сможем ли мы сделать так, чтобы современные наука и техника развивались в унисон с основными законами природы?

А дети стремятся пробовать всё новое. И они любят подражать взрослым. Видит подросток, как кто-то курит, возникает желание: а, дай-ка, и я покурю. Так и увеличивается их количество.

Как Вы относитесь к распространению в России «облегченных» элементов даосской культуры? Популярные книги по Фэн-Шуй, психологические и оздоровительные практики Цигун и т.д. Они способствуют или мешают распространению даосизма?

На нашем семинаре мне удалось визуально ознакомиться с некоторыми книгами. Кое-что приносил Виктор, кое-что другие. Было немало и переводов классиков.

Но мне сначала хотелось бы пояснить немного свои воззрения на классические даосские труды. Даосская классика — это, в первую очередь, всего лишь теоретические обоснования наших практик. На самом же деле, истинное даосское искусство Яншен — это самые сакральные, самые секретные в мире методы самосовершенствования. Они не могли передаваться и распространяться лишь литературным путем.

Систему даосских практик можно подразделить на три части:

  1. «Гун» (или Гунфу) — то, что мы обычно понимаем как мастерство, т.е. работа над переплавкой различных качеств энергии, особые возможности и искусство управления ими.
  2. «Ли» (или Даоли») — теория и принципы системы даосских практик.
  3. «Фа» (или Фанфа) — законы, на которых основаны даосские практики, а также методы обучения и овладения этими практиками.

Всё это передавалось только устным путём и требовало запоминания.

Например, «Гун» в искусстве даосского Яншен. Это то самое, чем каждый из нас ежедневно занимается самостоятельно или в группе, правильно используя методы самосовершенствования.. От каждого требуется, чтобы он при этом действительно работал. Сюда относятся действия психические, ментальные, телесные, а также внутренний духовный настрой. Эта работа приводит в порядок тело и совершенствует человека через взаимодействие между «планетарным космосом» и «космосом тела человека».

А «Ли» — это обобщение взаимодействий между «космосом тела человека» и «планетарным космосом», а также перемен в природе. Это выводы, сделанные на основе практики, направленной на Яншен и на долголетие. Человек совершенствуется, в противостоянии и взаимодействии с природной средой, отсюда и вышли наши методы. Исследования и эксперименты проводились на макро- и микроуровнях. На процессах совершенствования человеческого организма прослеживались реакции человеческой психики, костной структуры, системы меридианов.... Вследствие всего этого, были выведены теоретические обоснования наших практик, некоторые из них можно найти в русском переводе.

Третья часть, «Фа» — законы, на которых основаны даосские практики, и методы, используемые нами в Яншен и в самосовершенствовании. Всё это, как мы уже говорили, передавалось устно и запоминалось, а не излагалось письменно. Почему? Да потому, что такого рода прямая передача не может осуществляться в режиме современных учебных школ. В прямой передаче роль играет все: и мимика учителя, и его жестикуляция, и его эмоциональный настрой. Если бы мы на нашем прошедшем семинаре использовали, например, проектор, то удовлетворительного эффекта от занятий у нас не было бы. Ибо люди не видели бы и не чувствовали бы мимики и эмоциональных выражений учителя, не ощущали бы его «внутренних движений». Древние даосы считали, что коммуникация между людьми происходит не только путем речевого общения. Наше общение происходит и без слов, оно действует на уровне прямого (интуитивного) восприятия, а это — наилучшая «речь».

Эти три аспекта искусства даосских практик Яншен неразделимы. Поэтому многим читателям даосская классика кажется трудной для понимания. В процессе чтения у человека возникает ощущение, что будто бы всё ясно, но затем он осознаёт, что не понимает о чём идёт речь. И только когда есть возможность услышать, как все это объясняет и ведет по-настоящему знающий Учитель, когда за счет практики все эти три аспекта сливаются воедино, только тогда до человека начинает доходить: «Ах, вот оно в чём дело!».

В детстве меня обучали и науке «Каньюй» — это то, что сейчас называют Фэншуем. Мне казалось это очень трудным. Китайская наука «Каньюй» делится на две большие части. С одной стороны, есть целая теоретическая база. Она, конечно, описана в литературе. Но есть и другой, самый важный аспект, опять-таки практический. Когда мы лазали по горам и бродили через реки, учитель учил меня наблюдать за разницей во всяких признаках гор, рек, и долин.

Эта практика и теория делит человека по признакам пяти стихий. Существует пять стихий, и по этому принципу классифицируются и сами люди. Реки, горы и долины тоже делятся по этим же принципам. И поэтому вся основная теоретическая база Канью (Феншуя) — это теория Инь-Ян и Пяти Стихий. Я хоть и не видел тех изданий, которые у вас появились, но я знаю, что это по книгам просто так не выучишь.

Способен ли европеец в полной мере овладеть даосскими практиками? Требуется ли адаптация этих практик для России и Европы?

Я могу высказать лишь свое личное мнение. Мы знаем, что в Китае было свое золотое время, эпоха расцвета. Это было тогда, когда в России было ещё совсем мало народа. И традиционные китайские науки, включая даосское учение о Яншен, были созданы в те времена. У нас было много изобретений, которые тогда опередили всё, что было в мире. Потом Китай стал отставать от мирового социального развития, а Россия начала прогрессировать и развиваться. У нас наступила эпоха длительного застоя. Мы надолго застряли на феодальном и полуфеодальном этапе. В Китае не было этапа развития капитализма, поэтому развитие нашей науки и экономики отстало от многих стран на много лет. Это одна из причин, почему русским плохо известна история развития Китая в целом. И взгляды России были обращены больше не на достижения Китая в эпоху его подъема, а на то, что у нас еще было рабство, на все феодальное и полуфеодальное.

Но постепенно и Китай стал прогрессировать. И мир стал вспоминать наше прошлое. Нынешние дети и молодежь Китая тоже мало знают о том богатом опыте в отношении человека и природы, который был накоплен у нас за многие тысячелетия.

Что же нам остается делать? Вот мы приехали и в Россию, пробуем продемонстрировать тут наше древнее искусство Яншен и проверить, как на него реагируют россияне.

Мы, конечно, будем рады, если наши российские ученики приедут в Китай. Мы можем найти у нас место для занятий и вместе посмотреть, чем для них отличаются занятия в китайской среде от занятий в российской, попробуем выявить что-то общее. Похоже, что на нашем семинаре в Москве, нам удалось нащупать кое-какие совпадающие и контактирующие моменты. Мы вам очень благодарны за проявленное к нам внимание и сердечность, понимание, радушие в быту. Мы действительно были окружены дружелюбием, доставившем нам много радости.

А мы воспринимаем это как большую честь для нас, как подарок Неба. Есть ли отличия между семинарами по даосским практикам, проводимым Вами в Китае и тем, что Вы провели в Москве? Заметна ли разница между китайскими и российскими учениками?

Главная разница в методах мышления учеников и концептуальных подходах. У китайца отношение примерно такое: поскольку это достояние моего народа, которое мне досталось от предков, я его, само собой разумеется, понимаю. А на самом деле нет. Поэтому у нас на начальном этапе занимаются достаточно недобросовестно, несерьёзно.

А для россиян это что-то свежее, в этом есть новизна. И они очень серьёзно берутся за учёбу. Проявляется разница в отношении к самому предмету.

Наверное, поскольку вы раньше прошли периоды развития капиталистического и социалистического строя, и, в этом отношении, может быть, вы прогрессивнее, чем мы, с нашими феодальными устоями. Я здесь наблюдаю больше самодисциплины. А у китайцев наблюдается крестьянско-феодальная распущенность и лень, и они не так хорошо организованы.

Само же учение мы передаём в том виде, каким оно было 1200 лет назад, ничего не меняя в нём. Россиянам это понравилось, что доставляет нам радость.

То есть, вы свои занятия в России ведёте так же, как в Китае, несмотря на то, что мышление и концептуальный подход у людей другой?

Я ничего не меняю. И я стараюсь здесь ещё строже сохранить чистоту предмета и методов, чем я это делаю в Китае, даже в еще более древнем виде традиции. Очень хочется ознакомить людей с древнекитайским искусством Яншен. В этот раз семинар действительно доставил мне много радости.

Это Ваш первый визит в Россию. Какие у Вас общие впечатления?

Очень красивая страна — это первое впечатление. Россияне очень дружелюбны и радушны. И между людьми, с которыми мне довелось в этот раз пообщаться, был очень миролюбивый, гармоничный настрой. Не было никаких хлопот, связанных с разницей в языках. 1 июня мы гуляли по улицам и наблюдали празднование Дня защиты детей. Мы видели, как там радовались и дети и взрослые! Меня очень обрадовало, что у вас детскому празднику придается такое большое значение. Я видел, как дети там веселились, непосредственно и от всей души. Мы специально ещё там постояли и посмотрели подольше.

Хотя Вы и в первый раз в России, но можно уже надеяться, что не в последний. Нам бы очень хотелось, чтобы Ваш этот приезд оказался началом целой серии таких визитов. Вы видели, как много народу пришло на встречу с Вами в Государственный университет управления. Многие из них с удовольствием приняли бы участие в Ваших занятиях, и надеются, что Вы еще приедете к нам. Большое Вам спасибо!