Статья Ван Липина (февраль 2020)

Материал из ДАОССКИЕ ПРАКТИКИ ВАН ЛИПИНА. ШКОЛА ВИКТОРА СЯО

Перейти к: навигация, поиск


Пояснение к методу восстановления путём «перемещения цзин и трансформации ци»
по Трактату Желтого Императора о внутреннем


Автор: Ван Липин

Записано: Ху Цяо

Перевод: Караваева Е.В.


Wlp 2020 02-01.jpg

В зависимости от объекта изучения, Трактат Желтого Императора о внутреннем можно классифицировать как основанную на физиологии человеческого тела медицинскую науку, либо как науку о жизни, исследующую взаимосвязи между человеком и космосом, небом и землей.



Wlp 2020 02-02.jpg

Во втором случае Трактат о внутреннем рассматривает взаимосвязи человека с небесными и земными факторами, какой должна быть человеческая жизнь, как использовать время и пространство в пространстве своего существования, использовать связи между человеком и объективным миром для того, чтобы достичь целей продления собственной биологической жизни, улучшения состояния здоровья. На протяжении этого времени организм человека должен пребывать в благоприятном состоянии и не иметь патологических изменений. Пусть даже под воздействием ветра и холода в теле и произойдут некоторые небольшие изменения, однако до болезни не доходит.

В то же время, медицинский раздел Трактата, исследующий органы и физиологические функции человеческого тела, уделяет внимание тому, как поступать в случаях, когда человек уже поражен недугом, а также вводит понятие о должном порядке биологической жизни человеческого тела.


В древности считалось, что после тяжелой болезни или серьёзной эпидемии, когда болезнь уже взята под контроль, однако биологический порядок в теле не восстановлен, и у обычного человека, и у больного остаются телесные и душевные последствия недуга. Тело и дух, каналы и меридианы, внутренние органы и не только могли оказаться подвержены тому или иному ущербу, а следовательно, нуждаются в четырехэтапной психо-физиологической настройке, включающей приведение к порядку, наладку, восстановление и реабилитацию. В результате чего естественный биологический порядок в теле возвращается к норме.

На этапе приведения к порядку повседневный быт человека приводится в соответствие с небесными, земными и человеческими факторами. При помощи лекарств, пищи, а также других приемов, предлагаемых окружающим миром, производится настройка циркуляции ци в организме, включая ци цзин, ци крови и так далее, в результате чего она постепенно обретает надлежащий порядок.

На этапе наладки акцент делается на настройку психики и состояния духа человека. На этапе восстановления главным образом восстанавливаются поврежденные органы, ци цзин, ци крови. К этому моменту порядок в теле уже восстановлен. Однако организм в целом ослаблен перенесенным тяжёлым недугом, поэтому требуется выполнить дальнейшее восстановление внутренних органов. На этапе реабилитации, человек может практиковать комплекс «восемь кусков парчи», «метод укрепления мышц и сухожилий», тайцзицюань, а также другие практические методы пестования жизни и оздоровления тела для достижения целей укрепления тела и здоровья, восстановления физических сил.


I. Самовосстановление при помощи метода перемещения цзин и трансформации ци

В процессе восстановления непременно нужно поддерживать полноту цзин-ци собственного тела, возвращать к нормальному состоянию ци крови. В течение этого времени необходимо использовать метод перемещения цзин и трансформации ци. Под перемещением цзин и трансформацией ци издревле подразумевалось использование своего внимания-намерения, сознания и шэнь-внимания для перемещения ци цзин и ци крови в собственном теле. Таким образом настраиваются меридианы цзин-ло, внутренние органы, поверхность тела и другое. Что позволяет изменить нарушения в механизме циркуляции ци в теле, привести его к положенному порядку, вернуть в нормальное состояние.

В прошлом метод перемещения цзин и трансформации ци включал три шага:

1) при помощи внимания-намерения упорядочиваем движения конечностей и всего тела, пополняя цзин и ци в теле, что в результате нормализует нашу физическую активность.

2) при помощи внимания-намерения и сознания настраиваем дыхание, а также движение конечностей и всего тела, в результате чего налаживается беспрепятственная проходимость ци цзин и ци крови, постепенно достигается плавность дыхания, покой и расслабление души и тела.

3) при помощи внимания-намерения, сознания и шэнь-внимания мобилизуем ци цзин и ци крови в собственном теле, побуждая их перемещаться в соответствии с нашим желанием. В результате чего достигается восстановление внутренних органов, прочищаются меридианы цзин-ло, улучшается циркуляция ци во всем теле. Каждый структурный орган, все биологические функции укрепляются, а ци цзин и ци крови упорядоченно обращаются во всех меридианах цзин-ло, внутренних органах и всех частях нашего тела.

Есть множество методов перемещения цзин и трансформации ци. Например, рекомендованный нами ранее даосский метод настройки верхнего и нижнего полумесяца, или, как его именуют медики, метод настройки верхнего и нижнего обогревателей. Метод настройки верхнего и нижнего обогревателей включает в себя четыре варианта: три статические формы, выполняемые в стойке, сидя, а также в позе сидячей медитации, и одна динамическая форма. Три статических формы схожи меж собой с точки зрения метода исполнения и дыхания, включая работу сознания, внимания-намерения, шэнь-ци, шэнь-внимания. Рассмотрим позиции, применяемые при исполнении этих трех форм.


II. Позиции для выполнения

1. Стойка

А именно стойка У-цзи (Беспредельного). Естественная стойка, стопы расставлены на ширину плеч, либо чуть шире. Руки свободно свисают по бокам. Плечи, предплечья, локти, запястья — все расслаблено. Ладони обращены вовнутрь. Позвоночник выправлен, грудь раскрыта, таз раскрыт, колени слегка согнуты, стопы сцеплены с землей.

2. Положение сидя

Садимся на стул. Ноги естественно опущены вниз, столпы расслаблено стоят на земле. Пальцы рук естественно разведены, ладони обращены вниз, легко кладутся на колени. Такая позиция также называется «позой покоя».

3. В позе медитации

Можно использовать естественную позу либо раскрытую позу. Садимся в позу медитации, кисти рук ладонями вниз кладем на колени. Все тело расслаблено.


III. Подготовительная форма

Настроив одну из вышеописанных позиций, обращаем взор прямо перед собой, вдаль. Смотрим чем дальше, тем лучше. Внимание вдали. Постепенно дух и свет издали собираем назад, приводим в межбровье, прикрываем глаза.

Некоторое время проводим в покое. Внимание сосредотачиваем на дыхании. Делаем дыхание тонким, ровным, долгим. Вдох и выдох равномерные. Постепенно заставляем свое плотское тело расслабиться, сердце биться спокойнее.


IV. Исполнение мастерства

Настройка верхнего обогревателя

1) Вдох: делаем глубокий вдох через нос, внимание при этом в грудной полости и легких. Одновременно совершаем вдох, и при этом сжимаем. Ци проникает в грудную полость и легкие, «наполняя ци золотые покои» лёгких. Совершаем максимальный вдох до предела. При этом во всю силу задействуем ребра, плотно сжимая их. Задержка дыхания: не вдыхаем, не выдыхаем, задерживаем дыхание на некоторое время. Задержав дыхание, задействуем внимание-намерение, чтобы форсированно расширить ребра, грудную клетку, оба легких. В этот момент позвоночник чуть-чуть выправляется. Некоторое время продолжаем задержку дыхания, сохраняя это положение. Выдох: медленно при помощи носа (либо носа и рта одновременно) исторгаем ци, делаем это неспеша, на выдохе оба ребра, грудная клетка, легкие, позвоночник расслабляются. Все тело расслабляется. Исторгаем до конца всю отработанную ци, присутствующую в легких.

2) Вдох: вновь при помощи носа совершаем очень глубокий вдох. При помощи внимания-намерения и сознания сжимаем плотнее грудную клетку и легкие, стараясь вдохнуть как можно полнее. Важно наполнить вдохом даже верхушки и основания легких. Задержка дыхания: не вдыхаем, не выдыхаем, задерживаем дыхание на некоторое время. Во время задержки дыхания стараемся задействовать силу легких, а также ребер, расширяя грудную клетку. Позвоночник по чуть-чуть вытягивается вверх. Продолжаем задержку дыхания еще немного. Выдох: при помощи носа (либо носа и рта одновременно) медленно выдыхаем, исторгая ци до предела.

3) Вдох: при помощи внимания-намерения, сознания вдыхаем ци в легкие, при этом собирая легкие до малых размеров, продолжая вдох, еще плотнее сжимаем, до тех пор, пока станет невозможно уже больше вдохнуть. Задержка дыхания: не вдыхаем, не выдыхаем, задерживаем дыхание на некоторое время. Затем при помощи внимания и сознания, а также шэнь-внимания увеличиваем в размерах область легких, грудную клетку и ребра. Стараемся, чтобы грудную клетку вплоть до всего тела охватил жар. Цзин-ци питает систему органа цоу-ли (включающего соединительные волокна и поры). Выдох: после некоторой задержки медленно, полностью выдыхаем ци наружу.


Настройка нижнего обогревателя

4) Вдох: глубокий вдох через нос, втягиваем анус, собираем передний инь (наружные половые органы), собираем низ живота. Втягиваем анус для того, чтобы запечатать ци пищи. Собираем передний инь для того, чтобы запечатать ци водных путей. При помощи внимания-намерения подбираем низ живота, стараемся сжать плотнее, в идеале задняя и передняя стенки в теле прилипают друг к другу. Вдыхаем до предела. Задержка дыхания: не вдыхаем, не выдыхаем, задерживаем дыхание на некоторое время. В этот момент при помощи внимания-намерения живот, включая наружную его часть, увеличиваем в размерах. Продолжаем задержку в течение некоторого времени. Выдох: медленно выдыхаем при помощи рта (либо при помощи рта и носа одновременно), по мере выдоха область живота, включая внешнюю часть, расслабляется.

5) Вдох: снова выполняем вдох, втягиваем анус, собираем передний инь, собираем низ живота. Сжимаем плотнее, еще плотнее, доводя до предела. Задержка дыхания: не вдыхаем, не выдыхаем, задерживаем дыхание на некоторое время, затем прилагаем силу в животе, максимально увеличивая внутреннюю полость низа живота. Продолжаем задержку дыхания еще некоторое время. Выдох: медленно при помощи рта (или рта и носа одновременно) совершаем выдох.

6) Вдох: снова выполняем вдох, втягиваем анус, собираем передний инь, собираем низ живота. Усиливаем работу внимания, сознания и шэнь-внимания. Собираем плотнее, еще сильнее сжимаем, доводя до предела. Задержка дыхания: не вдыхаем, не выдыхаем, задерживаем дыхание на некоторое время. Затем прилагаем усилием в животе, заставляя внутреннюю полость низа живота, низ живота и внешнюю часть живота увеличиться в размерах. Увеличиваем до предела.

Продолжаем задержку дыхания ещё некоторое время. Стараемся, чтобы низ живота, а также все тело разогрелись. При помощи цзин-ци напитываем орган цоу-ли. Выдох: теперь медленно при помощи рта (либо рта и носа одновременно) выполняем выдох.

Вышеописанные шесть шагов настройки верхнего и нижнего обогревателей составляют один подход. Если остаются силы, можно следом выполнить второй и третий подходы.


Важные замечания:

1. Работу с верхним и нижним обогревателем непременно нужно проводить друг за другом. Поочередно работая с верхним и нижним обогревателями, следует помещать шэнь-внимание в ту область, где в данный момент ведётся работа. При этом в других частях тела также могут наблюдаться движения, однако не следует обращать на них внимания.

2. При работе с верхним обогревателем, с закрытыми глазами смотрим прямо перед собой. Затем обращаем взор чуть вниз, смотрим полость груди. Когда доходим до нижнего обогревателя, взор закрытых глаз обращаем вниз. При помощи внимания-намерения быстро переводим глаза из полости груди в полость живота.

3. Все практические методы, связанные с перемещением Цзин и трансформацией ци, обязательно требуют присутствия части с задержкой дыхания и запиранием ци. В противном случае невозможна трансформация. Для удобства выполнения этой практики широкими массами и во избежание путаницы, мы не стали давать часть, связанную с запиранием ци. После выполнения данного комплекса в теле обязательно будет ощущаться жар. Разогрев тела является проявлением трансформации ци. В этом заключается вся суть перемещения Цзин и трансформации ци.


V. Омовение

Выполнив практику в соответствии со своими физическими силами, переходим к омовению. Всё тело расслаблено. Стоя со свободно свисающими руками, либо сидя в позе покоя. Ожидаем изменений циркуляции ци в теле. В этот момент нельзя допускать присутствия посторонних мыслей. Не думаем ни о чем. Только о своем теле. До тех пор, пока посторонние мысли не начнут возникать во множестве, тогда растираем руки и лицо, поднимаемся и завершаем работу.


VI. Заключение

Настройка верхнего и нижнего обогревателей производится главным образом для укрепления защитных жизненных сил организма, усиления внутренних органов. В процессе выполнения полость груди и живота, а возможно, и всё тело непременно разогреются, наполнятся жаром. Это и есть проявление полноты защитных жизненных сил организма (вэй-ци). Важнейшая система органа цоу-ли (фибры и поры) напитывается защитной энергией ци. Стало быть, мы используем метод перемещения Цзин и трансформации ци для мобилизации защитной ци. Будучи направленной изнутри наружу, она защищает текстуру кожи и поры нашего плотского тела, наполняет систему органа цоу-ли. А значит, патогенная ци не может проникнуть в наше тело. Поэтому рекомендуем уважаемым читателям в свободное время уделять максимальное внимание этой практике.




Сообщите о нас друзьям в Вашей социальной сети и мы будем БЕЗМЕРНО рады!


©  Студия Тайцзи Виктора Сяо, 2008—2024
Все права защищены. При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.